Рузаевка - железнодорожные ворота Мордовии

Рузаевку называют железнодорожными воротами Мордовии. Это крупный железнодорожный узел на пересечении линии Рязань-Инза и Пенза-Красный Узел.

Весьма символично, что в Рузаевке, где сейчас проживает 50 тысяч человек, находится довольно необычный памятник – на бетонном постаменте у локомотивного депо установлен старинный паровоз «кукушка». Он напоминает об истоках – о том, что в основе Рузаевки, как города, лежит железная дорога и все, что с ней связано.
 
СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ
 
В 1893 году через Рузаевку была проложена Московско-Казанская железная дорога - первая на территории современной Мордовии. Станция получила название по населённому пункту - Рузаевка.

Первоначально Рузаевка мыслилась инженерами как железнодорожный разъезд. Однако по воле случая, из-за разногласий с саранскими властями, магистраль перевела свое паровозное депо из Саранска в Рузаевку.
Так этот город и стал крупным железнодорожным узлом, рядом с которым сразу же вырос большой рабочий поселок.
 
С конца XIX века всё существование жителей Рузаевки было неразлучно с железной дорогой, и рузаевцы гордятся своим вкладом в развитие российского железнодорожного транспорта. Рузаевка долгое время считалась кузницей квалифицированных рабочих.
 
В 1905 году рузаевские машинисты поддержали восстание московских рабочих. Машинисты выдвинули требования. Они требовали справедливости. Справедливость заключалась в том, чтобы у них была достойная заработная плата (о цифрах история умалчивает). Человеческие условия труда (что подразумевает слово «человеческие», не расшифровывается). 24-часовой отдых (нынешняя норма 16 часов). Ну и до кучи – долой самодержавие.
Самодержавие, естественно, отмахнулось от этих требований, как от назойливого комара. И тогда машинисты станции Рузаевка просто захватили власть в свои руки. Они не кричали «ура». И не пели «Интернационал». Просто сняли с гвоздя свои берданки и одолжили у осмотрщиков молотки-стукальца.
Захваченную территорию назвали Рузаевской республикой. Президентом провозгласили машиниста Афанасия Петровича Байкузова. Дворян обложили контрибуцией. Поезда пропускали только санитарные.
Ввели в обиход собственные монеты – боны. От каждого железнодорожника требовали по способностям, платить обещали по труду. 11 дней (с 10 (23) декабря по 21 декабря 1905 года (3 января 1906 года) они, как им тогда казалось, жили в мире справедливом и честном. Говорили друг с другом подчеркнуто вежливо. Носили белые перчатки. Когда связь с Москвой прервалась окончательно, взяли в свои руки управление всей Московско-Казанской дорогой. Об отчаянных и бесшабашных машинистах написали почти все российские газеты и даже некоторые зарубежные.

Владимир Ильич Ленин, будучи в Швейцарии, даже прислал железнодорожникам Рузаевки трогательное письмо. Смысл его сводился к следующему: «Молодцы, мужики! Наше дело правое. Я мысленно с вами!» Письмо не помогло. Стачку вскоре подавили. В «республику» прибыли каратели. Их винтовки да маузеры оказались посильнее молотков-стукальцев. Рабочих арестовали. Некоторых расстреляли. Именами тех машинистов названы улицы города.

Власть стачечного комитета вошла в страницы истории революции под именем "Рузаевская республика", она просуществовала до 21 декабря 1905 года (3 января 1906 года).

ФАКТЫ И СОБЫТИЯ
 
• 1946г – создание Рузаевского отделения дороги;
• 1960г – построена путепроводная развязка и электродепо;
• 1965г – организована Рузаевская дистанция погрузочно-разгрузочных работ;
• 1972г – завершено строительство базы ПМС-146;
• 1975г – построена электрическая централизация стрелок;
• 1976г – реконструирована старая немеханизированная горка, построен-ная в 1933г;
• 1979г – построено новое административное здание отделения дороги и ст. Рузаевка;
• 1981 – 1984гг – завершено строительство вторых путей, реконструирован вокзал на ст. Рузаевка;
• 1985г – при локомотивном депо открыт музей;
• 1987г – рекордный. Коллектив отделения дороги достигает самых высоких показателей в работе.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно через станцию Рузаевка проезжают миллионы пассажиров и свыше 738 тысяч пассажиров отправляются отсюда в дальнюю дорогу. Для каждого из них Рузаевка начинается с железнодорожного вокзала. Он был построен в 1895 году.

Вокзал - один из старейших памятников истории города это вокзал. Он относится к одним из старейших вокзалов на Куйбышевской железной дороге.
Реконструкция вокзала, которая была проведена в 1985 году, позволила увеличить вместимость вокзала в 2,5 раза с 200 до 500 пассажиров, в 2001-2004 году был произведен внутренний ремонт западной части здания, что позволило улучшить качество обслуживания пассажиров. А именно: оборудованы по последнему слову техники современные билетные кассы и кассовый зал, сервис-центр, открыты комфортабельные комнаты отдыха и гостиничные номера.
Здание вокзала Рузаевка двухэтажное, общей площадью по внутреннему обмеру – 3255 кв.м.
Вокзал Рузаевка имеет 4 приемоотправоч
ные платформы.